Его работы русскоязычная Википедия называет футуристичными, оказываясь, как ни странно, не так далека от истины. Многие проекты Калатравы действительно опережают свое время, оставаясь, тем не менее, практичными и безупречными с технической точки зрения. Мосты Сантьяго Калатравы украшают красивейшие города мира – Дублин, Валенсию, Барселону, Хайфу, Льеж. Город Искусств и Науки в Валенсии – несравненный, величайший шедевр био-тек архитектуры, высшая точка развития целого направления.
Испанский архитектор, скульптор, инженер Сантьяго Калатрава Валлс – уроженец испанского города Валенсии. Основанное им архитектурное бюро в Цюрихе разработало ряд крупных проектов заводских, производственных зданий и построек, вокзалов, мостов. Ставший одной из самых значимых фигур в испанской архитектурной школе 80-х, он получил предложение по разработке проекта телебашни Монжуик в Барселоне. Проект был особенно важен в преддверии Летней Олимпиады 92, столицей которой и была Барселона. Телебашня стала настоящим эталоном стиля био-тек, одним из наиболее запомнившихся символов Олимпиады. Талант ее создателя получил признание во всем мире.
И уже в 1996 году было завершено строительство первого здания Города Искусств и Науки в Валенсии – самого масштабного проекта мастера. Поздние работы выполнялись по непосредственным заказам муниципалитетов крупнейших и красивейших городов Европы и США. Белый Мост в Бильбао, Мост Женщины в Буэнос-Айресе, Павильон Квадраччи в Музее Искусств Милуоки, США – эти проекты задумывались как новые, современные символы городов. Сантьяго Калатрава, как и всегда, добился своих целей. Именно его работы становятся основой для современного образа городов, столиц мировых держав.
Романтик от архитектуры
Да, в каждом проекте Сантьяго Калатравы проскальзывает светлый романтизм, мечтательность. Романтизм в той форме, в которой он был свойственен книгам Жуля Верна – устремленный в будущее, смело и прямо смотрящий в лицо переменам. Это особая философия, особый взгляд на искусство. Калатрава участвует в своих проектах не только как архитектор, во многих из них ему принадлежат и технические решения. Ведь реализация сложнейших архитектурных эскизов, практически лишенных прямых углов и линий – это работа не вписывается в стандарты инженерного ремесла. Многие из примененных решений – нестандартны и оригинальны. Но Сантьяго Калатрава умеет доказать, что искусство может быть практичным.
Масштабность, размах, эстетическое завершенность его проектов – подо все это подведена надежная практическая база. Большинство работ Калатравы – это альтернативные решения инженерных задач, общее распространение которых вполне вероятно в будущем. Но именно эстетика архитектуры маэстро Калатравы – то, что заставляет трепетать сердца. Игра света, легкость, изящество плавных линий, использование свойств светопреломления воды (в разработке дизайна мостов, в проекте Города Искусств и Науки со множеством рукотворных водоемов) – эти черты стиля Сантьяго Калатравы наиболее узнаваемы, в них читается почерк мастера.
Уникальный архитектурный стиль Калатравы – космополитичен, в нем сложно распознать влияния классических архитектурных направлений. Сам он считает себя последователем французского архитектора Шарля Эдуара ле Корбюзье. Но это именно тот случай, когда ученик во всем превзошел своего учителя. Осторожные эксперименты ле Корбюзье в исполнении Сантьяго Калатравы воплотились в настоящих архитектурных шедеврах. Столь же опосредовано и влияние модернизма, традиций био-тек дизайна – стиль Калатравы неповторим и уникален.