 |
ArchiWords |
Норман Фостер: другой взгляд на архитектуру
Автор: archilook.ru все права защищены

Несмотря на всю от природы присущую консервативность, человек старается лояльно относиться к различным новаторским идеям. Другое дело, что могут пройти годы, прежде чем по достоинству будет оценена сама революционность мысли. Но также нередки случаи того, что инновации принимаются “на ура” и легко уживаются рядом с ультраконсервативными взглядами. Сказать, какой именно вариант реализовался в случае феномена Нормана Фостера однозначно нельзя, потому как казусов неприятия консервативной публикой его архитектурных шедевров не счесть, впрочем, как и тех, когда возводимые им здания провоцировали взрывы оваций и залпы восторга. Норман Фостер известен как один из лидеров стиля “хай-тек”, который в своих архитектурных детищах демонстрировал уникальную совместимость стекла и металла, виртуозно изменяя привычные формы и наделяя их нестандартными решениями. Но говорить об архитектурных шедеврах мастера только лишь с этой точки зрения – достаточно однобоко, потому как именно Фостеру удалось воплотить в своих зданиях то, что сейчас принято называть экологическим подходом. Другими словами, он не просто заложил начало нового стиля, а предложил совершенно новый взгляд на архитектуру здания – совмещение идеи экологичности с энергосбережением. В поисках гармонии В одном интервью Фостер заметил, что если архитекторам не под силу решить экологические проблемы, то в их власти разрабатывать проекты таких зданий, которые будут отличаться минимальными энергетическими затратами. И вся деятельность архитектора явилась последовательным доказательством выдвинутого им самим постулата. Взять, к примеру, лондонскую Башню Мэри-Экс, 30. Любимые материалы архитектора – сталь и стекло – позволили воплотить не просто оригинальную конструкцию, а создать небоскрёб, главным достоинством которого является его внутренняя структура. В Башне Мэри-Экс воплощена идея максимального сохранения дневного света, для чего была специально изобретена каркасная конструкция, имеющая двойную оболочку и световые шахты по краям. Внутренняя часть остекления находится на расстоянии до 1,4 м от наружной оболочки, а последняя выполняется из двойного стекла, имеющего низкую излучательную способность. Этим достигли двух моментов: образование воздушных камер и максимальное количество естественного освещения за счёт регулирования угла наклона механических козырьков, которые находятся между этими оболочками. Добавьте к этому использование естественной вентиляции за счёт специфической формы здания, и мы убедимся в практической реализации принципа Фостера. По словам архитектора до 80% этого здания может вентилироваться естественным путём. Закономерен вопрос, какой небоскрёб может предложить нечто подобное? В перспективе – будущее И к слову сказать, такие идеи не являются присущими только для Башни Мэри-Экс. К примеру, Рейхстаг в Берлине уникален сам по себе. Всё та же конструкция из стали и стекла, но система кондиционирования заменена уникальной в своём роде системой перекачивания родниковой холодной воды. Благодаря этому сокращается энергопотребление на четверть! Плюс к этому отопление в здании предусматривает растительное сырьё, а 360 зеркал, образуя сложную систему, улавливают дневной свет и направляют его в зал заседаний, что позволяет в значительной степени экономить энергопотребление. Норман Фостер – это целая эпоха инноваций. Эстетическую привлекательность в конструкциях технических зданий он сумел рассмотреть в 60-е годы, а в 90-е ввёл диагональные поддержки, которые стали основной идеей его небоскрёбов. Но на протяжении всего периода своего творчества он сумел доказать миру, что технические инновации в сфере архитектуры легко совместимы с экологическими принципами. Осталось дело за малым – привить любовь к идеям Фостера творцам архитектуры будущего.
просмотров: 138172
|