Испанская земля щедра на таланты, при этом по достоинству оценить всю их многогранность при жизни одарённости суждено немногим. Можно с сожалением констатировать, что среди баловней судьбы, в полной мере ощутивших вкус славы не найти Антонио Гауди. И, наверное, не потому, что человек этот не был знаменит в своё время, но поскольку в силу своей естественной скромности так и не осознал, что своим творчеством отлил в замысловатых формах неповторимый и самобытный архитектурный стиль.
Замкнутый каталонец с упорством тигра
25 июня 1852 года в Реусе стоял тёплый летний день, когда в семье ремесленника родился мальчик, которому в честь матери дали имя Антонио, а согласно испанской традиции – двойную фамилию Гауди-и-Корнет. Детские годы будущего самобытного гения прошли в борьбе с недугом, что в какой-то мере обусловило замкнутость его натуры, однако это не помешало ему окончить монастырскую школу, а после пятилетних курсов поступить в Высшую школу архитектуры. Каталонец по этническому происхождению, он на протяжении всех 74 лет жизни пронёс любовь к своей родине, и для него не существовало лучшей рекомендации, чем выходец из Баиш Камп.
Идеи окружают нас повсюду – надо только уметь их видеть и воплощать…
Разве нужно что-то ещё, чтобы творить, полагал архитектор, когда сама природа подарила нам идеальный интерьер – небо и море, а её удивительно грациозные формы поразительно воплощены в облаках и дереве. Природа отказалась от прямых линий, поэтому, несмотря на любовь к геометрии, Гауди не признавал геометрически правильных форм, а венцом творения считал яйцо.
Каталонский модерн поспособствовал расцвету молодого архитектора, более того, его представляют чаще всего как наиболее яркого представителя этого направления, но сказать, что мастер творил сугубо в этом стиле – было бы несправедливо. Гауди не вписывается ни в одни рамки и не это ли является свидетельством его Гения? Его проекты можно отнести и к неоготике, которой он увлекался, и к мавританскому барокко, которое нашло отражение в его творчестве, и к неоклассицизму, которому он также отдавал предпочтение. Но мерить его работы известными категориями совершенно невозможно, посколькуГауди создавал свои шедевры в самобытном стиле – неповторимой эклектике, – бережно перемешав в ней все направления архитектоники.
Архитектура в тесной связи с природой
И эта связь прослеживается во всём, и в первую очередь в текучей непрерывности архитектурных форм. Добиться столь поразительного сходства с природой, отказавшись от прямых линий, не удавалось ещё никому. Используя параболические перекрытия, Гауди приходит к эффекту сводчатых потолков, а наклонные древовидные колонны лишают его проекты какой-либо схожести с геометрически правильными зданиями.
В начале своего творческого пути Гауди создаёт дом Висенс в Барселоне в мавританском стиле, украшенный по-восточному роскошно и в то же время с использованием незамысловатых материалов. Декоративные украшения стен и эркеры скрывают прямоугольность форм, а сочетание камня красноватого цвета и необработанного кирпича придаёт дому вид антикварной шкатулки с драгоценностями.
Надо отметить, что большинство своих работ Гауди создал в Барселоне. Он любил этот город, поэтому стремился подчеркнуть его величие своими шедеврами. Дворец Гуэль является настоящим воплощением эклектики с элементами авторского стиля. К примеру, из ренессансного палаццо автор позаимствовал плоский эркер и эффектные въездные арки, а готика нашла отражение в витых решётках, но эти элементы, соединившись во дворце Гуэль, подчеркнули своеобразный авторский стиль Гауди.
Парк Гуэль и дом Мила, дом Кальвет и Батльо – его шедевры архитектуры восхищают и не оставляют равнодушными никого, но среди этого великолепия есть одно уникальное сооружение, которому Гауди посвятил 45 лет своей жизни – Храм Святого Семейства. Сейчас говорят, что Барселона немыслима без Храма Святого Семейства, и это несмотря на то, что Гауди сумел воплотить свою идею лишь частично. Четыре неоготические ажурные башни собора, смотрящие на Барселону с Западного фасада не оставляют равнодушными никого: ни атеиста, ни верующего.